Сборка каркаса фюзеляжа
Каркас фюзеляжа закладывают в стапель в следующей последовав тельиости. Ка трубу стапеля устанавливают и фиксируют ложементы первых шпангоутов, имеющих незамкнутый контур (их обычно в фюзеляже три-шесть). Все ложементы шпангоутов с замкнутым контуром ставят на трубу одновременно со шпангоутом или шпангоут ставят после фиксации ложемента на трубе. Так устанавливают все шпангоуты, не собранные в отсеки. Шпангоуты, собранные в отсек со смотровым люком, ставят иа предварительно зафиксированные ложементы на трубе. Правильность положения шпангоутов иа ложементах определяют или по осям, нанесенным на ложементы и шпангоуты, или по сборочным отверстиям.
Горизонтальные и вертикальные оси на ложемент и шпангоут наносят по шаблону, снятому с плазовой разбивки.
Установка шпангоута иа штыри по предварительно просверленным сборочным отверстиям в шпангоуте — способ более совершенный, так как сборочные отверстия, просверленные в шпангоуте по кондуктору, обязательно совпадут с соответствующими штырями на ложементе и шпангоут займет правильное положение независимо от индивидуальных способностей и навыка рабочего.
После установки всех средних шпангоутов и фиксации их иа ложе* меитах в стапель устанавливают килевую часть иа предварительно Зафиксированные ложементы. Закрыв откидную опору с подшипником трубы стапеля, крепят ее в подшипнике. Ставят в рабочее положение все фиксаторы киля и соединяют его штырями по всем стыковым отверстиям, что обеспечивает в правильно выверенном стапеле требуемое положение кнля и исключает необходимость, проверки его положения по ложементам. Затем устанавливают в стапель головной отсек. При правильной сборке и установке этого отсека лонжероны фюзеляжа должны точно совпадать со всеми гнездами в шпангоутах.
• Фиксация по всем стыковым отверстиям фюзеляжа должна производиться с небольшим усилием от руки, что обеспечит разделку стыковых отверстий в агрегатном станке и стыковку агрегата с другими агрегатами. После установки и окончательного крепления в гнездах шпангоутов верхних лонжеронов в каркасе типа полумонокок ставят иижиие лонжероны, передние концы которых винтовыми зажимами крепят в фиксаторах 12 (см. фиг. 316). Затем лонжерон по всей длине ставят в гнезда шпангоутов. Когда верхние и иижние лонжероны поставлены иа клею и запрессованы струбцинами, устанавливают все стрингеры точно так же, как у килевого отсека. Для запрессовки стрингеров в гнездах шпангоутов применяют такие же струбцины, как в килевом стапеле. Последовательность сборки каркаса в стапеле может меняться в зависимости от его конструкции.
Собранный каркас по окончании технологической выдержки рас — прессовывают, снимают все струбцины и зачищают потеки клея в местах склейкн. Одновременно проверяют правильность сопряжения лонжеронов и стрингеров со шпангоутами, особенно следя за тем, чтобы не было выступов и провалов поверхностей лонжеронов и стрингеров
в гнездах шпангоутов. Обнаруженные выступы плоскостей строгают заподлицо с фанерным поясом шпангоута, а детали с провалами заменяют новыми или ремонтируют.
Установка обшивки на каркас фюзеляжа
Обшивки на каркасы фюзеляжей запрессовывают двумя способами: хомутами в стапеле общей сборки каркаса и в специальных прессах.
Хомуты для запрессовки обшивок применяются двух конструкций: с винтовой и резиновой запрессовкой (фиг. 320).
Хомут с винтовой запрессовкой имеет две соединенных шарнирно половники: одну деревянную /, другую 2, согнутую из металлической трубы. Внутренняя’ часть деревянной половинки хомута обработана точно по внешнему контуру фюзеляжа в том месте, где устанавливается/Хомут. Для компенсации возможных несовпадений на хомуте установлены резиновые прокладки 3. Металлическая часть хомута делается на 50—100 мм полнее внешнего контура фюзеляжа. По длине всей трубы через 150—200 мм установлены винты 4. Крайние вииты 5 расположены точно по усовому соединению половинок обшивки.
Хомуты с винтовой запрессовкой из-за большого числа винтов ие обеспечивают равномерной запрессовки обшивки, часто выходят из строя и требуют много времени для запрессовки. В то же время простота таких хомутов и возможность запрессовывать ими обшивки иа каркасы с отклонениями от номинальных размеров по сечению обеспечили широкое применение их в производстве.
У хомутов с резиновой запрессовкой две деревянные половинки обработаны точно по наружному контуру фюзеляжа и соединены между собой винтовыми стяжками 7 в том месте, где устанавливается при запрессовке хомут. По всему внутреннему контуру хомута прикреплена резиновая лента 3, обеспечивающая равномерное давление при запрессовке. Для создания давления иа усовое соединение половинок обшив*
ки установлены винты 9. Хомуты с резиновой запрессовкой применяются реже, чем с шшгшкш, гак как они допускают очень незначительное отклонение размероз сечений фюзеляжа, а резиновая прокладка быстро утрачивает свою эластичность, после чего совсем не обеспечивает равномерности запрессовки.
При запрессовке обшивки хомуты устанавливают в местах расположения шпангоутов, а обшивку по стрингерам приклеивают, прижимая клиновой запрессовкой по установленным рейкам между хомутами. Для этого в хомуте с резиновой запрессовкой имеются прямоугольные отверстия 10, в которые вставляются рейки.